О православном обряде погребения

Глава 1. КОНЕЦ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(Как молиться за умирающего человека)
ри конце жизни человека, при отходе его из этого мира над ним читается особый канон —
собрание песен-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» — слово греческое, в
переводе означает «правило». В «Православном молитвослове» этот канон называется так: «Канон
молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при
разлучении души от тела вся- каго православнаго». Этот канон читается «от лица человека, с душею
разлучающагося и не могущего глаголати» (говорить), обыкновенно он называется отходною
(молитвою).


Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из 4 этого умилительного канона, данных в переводе на
русский язык:
Песнь 6 «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает: потому что, снедая
его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя,
Пресвятая Дева».
Песнь 7 «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает
меня, неприготовленного, к долгому страшному пути: да спутешествует мне Твоя милость,
Владычица».
Песнь 9 «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли,
поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты,
Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (для меня) хадатаицей пред
Господом»
ак читать этот канон над умирающим человеком? Молитвы и прошения, перед которыми есть
примечание: «иерей», «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» — мирянами
не читаются!
Канон начинаем читать с предначинательных молитв, кратко обозначенных в молитвослове:
«Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш…». Далее канон читается по указанному в молитвослове
порядку. В каноне 8 песен. Вторая песня не читается. В каждой из песен есть коротенькие молитвы-
тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в
первой песне канона. Первая молитва, с которой начинается каждая песня канона, называется ирмос
и перед ней припев не читатеся. Если перед началом молитвы-тропаря стоит «Слава», то вместо
припева перед этим тропарем следует читать: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «Ныне», то
вмсето припева читается «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона, после
прочтения всех его песен, читают следующие молитвы: «Достойно есть…», «Слава и ныне: Господи
помилуй (трижды)».
ля чего читается отходная? В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха и
томления. По свидетельствам Святых Отцов, душе человека бывает страшно при выходе из тела,
особенно тяжело в первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя,
данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа
мятется и трепещет при виде их. Канон читается родными или близкими над умирающим человеком,
чтобы умиротворить душе его выход из тела. родным и друзьям умирающего нужно быть
мужественными, дабы, попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвою облегчить не
столько телесные, сколько душевные его страдания.


Глава 2. ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ
мовение и облачения умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших,
причем погребение всегда сопровождалось соответсвующими обрядами. Святая вера Христова
заставляет с почтением смотреть на человека-христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и
мертв. Теперь этот христианин — добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Иисуса Христа
(1 Кор. 12, 27). В развалинах этого, некогда величественного, храма носился, жил и действовал
животворящий Дух Божий (1 Кор. 6, 15-19). Тело христианина освящено приобщением
Божественного Тела и Крови Христа-Спасителя.. Можно ли презирать Духа Святого, храмом которого
был умерший? В последствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется
нетлением и бессмертием (1 Кор. 15, 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо
свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую
страну вечности. Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина,
имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях Святой веры, ведут свое начало от
Богопросвещенных апостолов и первых христиан.
ело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела.
Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы
он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении. Омывать тело нужно теплою водою, но не
горячею, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый
Крепчий, Святый Бессмертный, помилуй нас», или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада
или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. При омывании нужно
пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой). Обычно совершают омовение люди старшего
возраста, а если такого человека не окажется, то может омыть и женщина. Если женщина пребывает
в нечистоте (у нее начался менструальный цикл) или живет с мужем, то перед омовением тела она
сама должна помыться под душем: ведь тело покойного, к которому она будет прикасаться в
нечистоте, в церкви передаст эту нечистоту церковным предметам, чего допускать нельзя. После
омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы
указывают на новое одеяние нашего не-тления и бессмертия (I Кор. 15.53). Одежды одеваются
сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен
дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван. Если вдруг на человеке не
было креста, то обязательно надевают крест. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед
выездом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают
икону (или крест), для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. А можно
так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Это делается в знак того, что усопший
веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел Господа пред собою, а теперь
переходит к блаженному лицезрению Его со Святыми.
огда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда кропят святою водою тело умершего и
ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят в гроб. На
чело (лоб) умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят для отпевания.
Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как
борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится
изображение Господа Иисуса Христа. Пречистой Богоматери и св. Иоанна Предтечи с надписью
«Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги
получить венец (2 Тим. 4.7, 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери
и Предтечи. Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты.
Тело покрывают простыней. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами
(в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам. Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну
свечу) в знак того, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь.


ак молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то
сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела», который
есть в «Православном молитвослове» (см. раздел «Приложения» этой книги). Если человек умер не
дома, и тела его дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон. Читать канон следует с
предначинательных молитв, затем 90 псалом, далее — по порядку. Как и предыдущий канон,
«Последование» разделяется на 8 песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки)
читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с
прибавлением полного имени усопшего (усопшей). Канон читается «за единоумершаго», то есть за
только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго
раба Твоего (имя покойного)», произносить еще имена или недавно умерших знакомых, или
родителей, родственников и т. д. Канон читается только за него одного. В конце «Последования»
находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного:
«Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата
нашего (имярек)…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей), имярек,
Господи». «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по
молитве нашей за умершего облегчило душе его горечь разлуки от расставания с телом и первый
момент пребывания души вне тела. Вот молитвенные прошения из этого канона.
Песнь 5. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи,
Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение».
Песнь 4. «Услыши, Святая Троица, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем,
и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к
земной жизни».
Начальный тропарь. «Дева, единая чистая и непорочная, родившая Бога без семени! Моли,
чтобы спаслась душа его «умершего)».
атем в течение 3 дней над умершими читается Псалтирь. Псалтирь начинает читаться с
прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
Далее читаются предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы. Псалтирь разделена
на 20 больших частей — кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться
Богу: Приидите, по-клонимся Цареви нашему Богу!
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему!
После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом
«Слава», трижды говорится: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Слава Тебе, Боже!» и повторяется
молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и на-
дежди,..». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1 кафизмы (или затем 2,3 и т. д.). В
каждой кафизме три «Славы», следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение
к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего. Псалтирь читается непрерывно
(днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.
Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по
организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать
чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин. Не без причины и не без цели
Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую
книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так
живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в
наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей.
Чтение же Псалтири служит молитвой Господу об усопшем, утешает скорбящих о почившем и
обращает молитвы о нем к Богу.


Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои
собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина
монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы
произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам, из гроба, умоляет
милосердие Божие о своем помиловании.
ынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз
читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома, обращая лицо
умершего к выходу (ногами вперед). При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой
Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», в ознаменование того,
что умерший при жизни исповедывал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство
бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую
песень.
ерковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по
четырем сторонам гроба возжигают светильники. По учению Церкви, душа человека на третий
день после смерти проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и
мертво. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить
переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читается канон и Псалтирь, а
в церкви совершается чин отпевания. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко
изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из
которой взят:
«Сам Ты, Творец и Создатель человека, един бессмертен; а мы все земные, из земли
созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты — земля и в землю
возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями
возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому
Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и
удостоить его Царства Небесного.
«Со Святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но
жизни вечно блаженная».
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего
родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), св. апостол
Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает
перед нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека (I Фес. 4.13—17).
Наконец, сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и
радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна (5.25—
30). По прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешителную молитву. Этою молитвою
разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в корых он покаялся (или которые при
покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой
молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими. Последнее
целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):
«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершим, благодаряще Бога…».
В переводе со славянского языка эта молитва звучит так:
«Братья! Придите — отдадим последний поцелуй умершему, благодаря Бога. Вот, он
оставил родных своих и спешит в могилу. Теперь у него уже нет забот о суете земной и о
требовании плоти многострастной. Где теперь родные и друзья? Вот — разлучаемся… О,
помолимся Господу, чтобы Он успокоил его».
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные
обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди).


После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею
(или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее),
вселенная и все живущии на ней». Гроб закрывается крышкой, после чего уже не открывается. При
выносе гроба с телом из храма поется ан¬гельская песнь «Трисвятое». Лицо умершего обращают к
выходу.
аочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по
нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в
ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и
земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывается
разрешительная молитва, на чело полагается бумажный венчик, а после прощания с ним, на
кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, как и в церкви, крестообразно (от головы к
ногам, с правого плеча на левое, — чтобы получился правильной формы крест) посыпается песком.
огребение. В могиле усопший полагается лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся
на восток— в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак
того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности. При опускании гроба с телом в могилу
вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед зарытием могилы
бросают в нее по комку земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности
Божественному определению: «Земля еси — ив землю отыдеши» (Быт. 3.19). Крест — символ
спасения — возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в
Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из
любого материала, но обязательно правильной формы. По кончине человека на тело его елей
(освященное церковное масло) не возливают, не кладут его в гроб. Освященное масло используется
при жизни православного во исцеление его души и тела (употребляется внутрь или же им
натираются больные части тела). Это масло могут употребить в пищу родные усопшего. Умершему
оно ни к чему. Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении — все
это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы
можем оказать усопшему.
Глава 3. ПОМИНОВЕНИЕ УМЕРШИХ
ретий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших
отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминание о каждом
усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и вызов. Такое поминовение называется
частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина. Поминовение усопших в
третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается потому, что скончавшийся
крещен был во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога единого в Троице. Кроме богословского
значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся
загробного состояния души. Когда св. Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего
его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему:
«Когда в третий день бывает в церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа
умершего получает от стрегущего ангела облегчение в скорби, которую чувствует от
разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за
нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней
позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет.
Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и
таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа
ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот,
Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению,
вознестись христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих».


евятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную жертву об усопшем,
так же по преданию апостольскому. Св. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому,
говорит, что после поклонения Богу в третий день, повелевается показать душе различные приятные
обители Святых и красоту Рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя
Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала,
находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений
Святых, она начинает скорбеть и укорять себя:
«Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я
провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне
удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»
По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится ангелами
на поклонение богу.
ороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней.
Так и Святая Церковь постановила правилом — творить поминовение по усопшим в
продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно — в сороковой день (сорочины). Как Христос
победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы,
милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить
врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное. Святой Макарий Александрийский,
рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает:
«После вторичного поклонения, Владыко всех повелевает отвести душу в ад и показать ей
находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения
нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут
зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по
сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она
опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное
ей по делам место заключения».
Что мы можем сделать для умерших в течение сорока дней после их смерти? Как только человек
умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении во время
Божественной литургии. По возможности можно заказать сорок Литургий, и даже в нескольких
храмах. Если смерть человека случится во время Великого Поста, то в среду и пятницу каждой
недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресенья — обедни об упокоении души умершего.
Сорокоуст во время Великого Поста не заказывается, т. к. Божественной литургии каждый день не
бывает. Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихид не бывает, ибо Пасха — это
всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Со
вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) уже принимаются сорокоусты и заказные
Литургии об упокоении. Этот день называется Радоницей, потому что именно в этот день и мертвым
возвещается радость о Воскресении Христовом. В 3, 9, 40 дни закажите в церквии заказные службы
об упокоении усопшего (называют его полное имя). Дома в память о нем в эти дни собираются за
трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления
грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование
монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.
одовая, годовщины смерти. День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей
жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины,
умоляем благоутробие Божие, да милостив будет Господь душам их, да подаст им вожделенное
отечество в вечное наследие и сотворит их жителями Рая.


Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни
их именин (день Святого, имя которого они носили). В эти дни памяти о них закажите в церкви
службу об их упокоении, помолитесь за них дома, помяните их за своей трапезой.
очему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Некоторые души спустя сорок
дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие — в страхе
вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда (второго пришествия Господа,
когда он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны изменения в состоянии
души, особенно благодаря принесению за них молитв Церкви и добрых дел за умершего (в память о
нем). Польза молитвы, как общественной, так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в
аду, описана в житиях святых и подвижников, в святоотеческих писаниях. Наши молитвы могут
действовать на душу скончавшихся непосредственно, если только они скончались в правой вере и с
истинным раскаянием, то есть в общении с Церковью и с Господом Иисусом. В этом случае, несмотря
на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать одному и тому же телу
Христову (Ефес. 1.23; Колос. 1.18). Скончавшиеся в правой вере и истинном раскаянии перенесли в
иной мир начаток добра, или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и
которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и
принести плод, как развивается доброе семя в земле под живительным влиянием солнца, при
благорастворении воздуха. Скончавшимся в нечестии и нераскаянности и совершенно угасивших в
себе дух Христов (I Фес. 5.19), т. е. отвергших веру в Бога, не помогут никакие молитвы живущих еще
братий. Итак, не новые заслуги приобретаются для умерших, когда за них молятся, а только
извлекаются последствия из прежде положенных ими начал. Св. Епифаний поучает нас:
«Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но
живы пред Богом. Как Св. Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с
верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им: так надобно разуметь и
о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».
В альманахе «Странник» (за 1864 год) рассказан такой случай. В одном селе скоропостижно умер
дьячок-старик. У него был сын-чиновник. Нечаянная (неожиданная) смерть отца поразила сына.
Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в Литургии
самое важное время для поминовения умерших есть время пения:
«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш»,
печальный сын, находясь в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться
Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник (следующего дня после праздника дня
Святого Духа) он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем
поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой». Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые
дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на церковь) — все полезно для
умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы
частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами:
«Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых
Твоих».
Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая
на Литургии.
Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение
усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от
мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в
коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение
«о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится). Св. Иоанн Милостивый, патриарх
Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник,
за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию, в
день Богоявления, Св. Пасхи и Пятидесятницы, — по освобождении из плена этот человек


неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в
темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни
он опять содержался в оковах». Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать
для них все, что мы можем, помня, что «Блаженны милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.
5.7).
Некоторые дополнения
1. Дома можно молиться и за крещеных и за некрещеных, но в Церкви — только за крещеных.
2. Как заказать поминовение во время Божественной литургии об усопшем? Прийти в церковь
до начала службы и подать записку на заказную службу об упокоении (назвать полное имя
умершего). После службы взять просфору и дома съесть ее на голодный желудок в память об
усопшем.
3. Церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством. Если же самоубийца
до своей смерти находился под наблюдением врача и совершил этот поступок в
невменяемом состоянии, то нужно будет принести справку об его болезни. Жизнь, какой бы
она ни казалась нам трудной, надо прожить терпеливо, надеясь на Бога, на его милость.
Самоубийца же своим поступком отвергает от себя волю и милость Божию, и жизнь — тот
бесценный и великий дар, который дал ему Бог. Не случайно таковых в дореволюционной
России хоронипи за пределами кладбища. Молиться за самоубийцу разрешено только
матери, дома. Милостыню же за такового можно подавать, но не называя имени умершего
самоубийцы. Бог знает и видит, во имя кого совершается такое пожертвование. В других
трудноразрешимых случаях необходимо обращаться к священникам вашего прихода или в
контору Епархии той области, в которой вы живете.
Глава 4. КАК МОЛИТЬСЯ В ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ
начение 17 кафизмы. В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие
должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день зависит от времени и сил читающих, но
непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала.
Только не следует забывать, что после каждой «Славы…» надо читать молитвенное прошение о
поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»). Многие родные и близкие
умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по цер-
ковно-славянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение.
Будем надеяться, что Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если
родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Поэтому
не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по церковно-славян- ски и потом самим
читать Псалтирь. В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в
нее входит один 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах —
«Непорочны» по слову, находящемуся в первом ее стихе: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в
законе Господнем». У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь
псалмы и преимущественно псалом 118-й посвященный исходу их из Египта. Согласно преданию,
Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей
видимости, именно 118-го: «И воспевши пошли на гору Елеонскую». Стихом «Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, Грядущий на страдание и смерть.
Этот стих всегда поется Церковью при погребении умерших, а кафизма — или 118-й псалом —
читается в дни особого поминовения их. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в
законе Господнем (т. е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот
перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма.
«Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем» (97).
«Заповедию Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мною» (98).


«Я стал разумнее всех учителей мо¬их; ибо размышляю об откровениях твоих» (99).
«От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое» (101).
ак правильно читать 17 кафизму. Дома она читается так же, как и всякая другая.
Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 — читаются с припевом: «Помяни,
Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)».
Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93):
«Если б не закон Твой утешением моим был, погиб бы я в бедствии моем. Во век не забуду
повелений Твоих, ибо ими Ты оживля¬ешь меня» — поются трижды. После этого еще раз
повторяется припев.
Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159,
163, 170 — читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение
поются трижды конечные стихи псалма (175, 176):
«Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца
потерянная: взыщи раба Тво¬его; ибо я заповедей Твоих не забыл».
После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После
«Славы…» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они
сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними псалом 50-й и тропари непорочны,
или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: «Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим».
Вчитаемся в эти тропари (на церковно-славянском и русском языках):
1) Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз
есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. (Лик Святых обрел источник жизни и дверь в рай: да
найду и я путь туда через раскаяние, я, потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне
голос, найди) и спаси меня.)
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
2) Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и
присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. (Святые
мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как агнцы, и переселившиеся
туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется! молите Его усердно, чтобы Он
даровал нам прощение грехов.)
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
3) В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою,
приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных. (Вы все, которые шли тесным
и горьким путем, которые во время земной жизни наложили крест, как ярмо, и верою
последовали за Мной! приидите насладитесь теми наградами, которые Я приготовил
вам, и венчайтесь венцами небесными.)
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
4) Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и
очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя. (Хоть
и ношу я на себе язвы грехов, но все же я — отражение Твоей невыразимой языком
человеческим славы. Владыка! окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему
человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая.)
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
5) Древле убо от несущих создавый мя и образом Твоим Божественным почтый, преступлением же
заповеди, паки мя возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнюю
добротою возобразитися. (Ты, вначале из ничтожества создавший меня и украсивший Своим


Божественным образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю,
из которой я взят! восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство.)
Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.
6) Упокой, Боже, раба твоего и учини его в рай, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко
светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения. (Боже! Упокой раба Твоего и
всели его в рай, где лики Святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи!
упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
7) Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче безначальный,
собезначальный Сыне, и Божественный Душе; просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.
(Благоговейно воспеваем трисиятельное единого Божества, взывая: Свят Ты, Отец,
безначальный и собезначальный Сын и божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе
верою, и избавь от вечного огня.)
И ныне и присно и во веки веков! Аминь!
8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение, Тобою да
обрящем рай, Богородице чистая, благословенная! (Радуйся, чистая, родившая Бога плотию для
спасения всех, Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица чистая,
благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай.)
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (Трижды)
После этих тропарей читается канон «Последование по исходе души от тела». Следует обратить
внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на 2 половины (статии) и
читается она несколько по-иному, чем дома.
ни особого поминовения всех умерших. В русском народе есть обычай называть покойников
(своих и чужих, старых и малых) — родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на
могилы умерших. Представление покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к ряду
отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни —
особенно субботы — совершается вселенское поминовение умерших. Эти дни получили название
родительских суббот. В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так
установлено святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя — поминать
своих умерших родных и близких. Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних
молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое
поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение
об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».
Днями сугубого (особого) поминовення усопших являются пять вселенских суббот.
1) Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого Поста. В этот
день Св. Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью: во
время потопа, землетрясения, войн и т. д.
2) Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой троицы (на 49 день после
Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.
3) Родительские 2, 3, 4-ая субботы Великого Поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во
время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого Поста, Св. Церковь положила
совершать усиленное поминовение в эти три субботы.
астные родительские дни:
а) Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фомкой потому, что на ней вспоминается
апостол Фома. Сам же этот день в русском народе назван Радоницею или Радоницами: в этот день
живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостною вестию о воскресении


Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собою на могилы окрашенные яйца. Это
девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).
б) 11 сентября (нового стиля), в день Усекно¬вения главы Св. Иоанна Предтечи (полагается строгий
пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных.
Поминовение православных воинов установлено в русской Церкви при императрице Екатерине II (по
указу 1769 года), во время войны с турками и поляками.
в) Димитриевская родительская суббота совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля) —
днем великомученика Димитрия Солунского. Установлена она великим князем Димитрием
Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь
Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий
князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал ее Димитриевской по
имени победителя.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали
поминать не только православных воинов, но — вместе с ними — и всех усопших братий своих.
В эти дни закажите о своих близких, родных службы (или проскомидию). Проскомидия (греч.)
— приношение. В эти дни посетите могилы умерших, придите в церковь, помолитесь во время
панихиды об их упокоении, дома читайте 17 кафизму, помяните умерших во время трапезы.
Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте
альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о
них, что знаете. Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу:
«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие
Небесное».
Глава 5. ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА
лагочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан
еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение «в утешение
об умершем… преломлять для них хлеб» (Иер. 16.7). Словами «преломлять для них хлеб» пророк
свидетельствует, что поминать умерших ядением хлеба, а тем более с молитвами, — полезно для
покойников. Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как
себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются в еще один повод для
родственников собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как
православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной
жизнью, свести разрозненные советы и пожелания в единый свод. Это не правило, не устав, а
обобщенный опыт поминовения усопших.
1. Если поминки (3, 9, 40 дни или годовщина) приходится на время Великого Поста, то в первую,
четвертую и седьмую неделю Поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают.
Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец,
жена или супруг, дети или внуки. Если поминальные дни приходятся на будни других недель
Великого Поста (т. е. кроме 1, 4, 7), то они переносятся на ближайшие (впереди!) субботу или
воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными
днями Великого Поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются
Божественные литургии св. Василия Великого (в субботу) и св. Иоанна Златоустого (в воскресенье).
2. Если поминки приходятся на Светлую седмицу (1-я неделя после Пасхи), то в эти первые восемь
дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо
панихиды в Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Св. Православная Церковь
разрешает со вторника Фоминой недели (2 неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему
можно заказывать Сорокоуст, заказную службу, проскомидию и панихиду.


Дома со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают не Псалтирь, не
«Последование по исходе души от тела», не молитвы об упокоении, а как и в Церкви, только
Пасхальный канон.
3. Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже
если умерший человек и любил выпить!). Поминки — это дни скорби, дни усиленной молитвы за
душу умершего, который, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если
мы здесь будем услаждать себя вином?
4. За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а
не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.
5. Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, — это своего рода
милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех
повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Св. Церковью. Умерших
поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов —
постной, в мясоед — скоромной.
6. Перед поминальной трапезой читают 17 кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед
зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение
помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.
Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачете о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии,
вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный; но приидите, вси
любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожу или собеседую прочее: к
Судии бо отхожду, иде- же несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и
убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или праславится или постыдится; но прошу всех и
молю, непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но
да вчинит мя, идеже свет животный. (Братья, друзья и знакомые! Видя, как я лежу безмолвный
и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг
меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне
последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я
отхожу к Судье, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и
господин, царь и воин, богатый и нищий, — все равны, и каждый за свои дела будет или
прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся
Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил
меня туда, где свет жизни.)
Эту молитву читают или поют в 3, 9, 40 дни по¬миновения, когда еще живы и ярки в памяти родных
все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению,
уже не читают. Следующие молитвы читаются в любые дни поминок.
«Слава, и ныне:»
«Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов,
преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».
«Богородице Дево, радуйся…»
В конце стола попросите у Бога за всех усопших:
«Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди
воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».
«Вечная память»: (3 раза)
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю
трапезу:
«Благословен еси, Господи, научи мя оправда¬нием Твоим».
7. Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву
родства, близости к покойному отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с
изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (изюм) — сладости, каковою наслаждаются
праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды. Затем кутью
понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в 3, 9, 40 дни поминовения.
После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…», «Достойно
есть…».
8. Но самое главное — молиться об успокое¬нии и помиловании души умершего человека. Может
так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же,
поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы,
которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за
души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было
рассказано ранее. Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался
за поминальной трапезой: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.
18.20). Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы
готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что
по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы
молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: «Все, чего ни
попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21.22).
9. Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный
прибор, часть блюд — его донесло до нас церковное предание. Во время похорон существует еще
один обычай — закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто
лишнее не рассеивало скорби и печали в эти тяжелые дни.
Глава 6. ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СМЕРТИ
з многих вопросов, которые можно предложить себе касательно нашей жизни на земле, едва ли
не самый важный — о том, как лучше при-готовиться к смерти. «Отче, в руце Твои предаю дух
Мой!» (Лк. 23.46), — таковы были последние слова Господа со креста. Таковы ли будут наши
последние слова? И что достанется нам перед нашею смертью? Мы всегда должны быть готовы к
смерти и стараться отходить от этого мира так, чтобы самая кончина наша была свидетельством
нашей веры и любви ко Господу и, если можно, поучением для наших ближних. Спаситель наш
подал нам наилучший пример. Он ли не страдал на кресте? Его ли смерть не была ужасна и даже
поносна в очах всего мира? И, несмотря на то, какое терпение, какая любовь к ближнему, какое
бесконечное всепрощение, какая преданность воле Божией! Подобно этому надо умирать и
каждому из нас.
Что же такое умереть по-христиански? Если мы почувствуем приближение смерти, то постараемся
найти в себе мужество закончить свою жизнь достойно. Пока еще окончательно не скрутила
жестокая болезнь, немощь, подумаем о своей уже прошедшей жизни, вспомним то постыдное, в
чем, может быть, забыли покаяться или все еще не хотели. И тогда примем решение хотя бы три дня
(или для тяжело больных один день) поститься, читать (или чтобы нам читали) молитвы покаяния,
готовиться к Причастию. Перед Причащением кто был для нас врагом, недоброжелателем, —
помиримся с ним, и по¬просим прощения у того, кого мы обидели сами. Если есть еще силы прийти
в церковь, покаяться в грехах своих, пособороваться, причаститься Святых Христовых Таинств, то
обязательно сделаем так. В таинстве соборования прощаются грехи, совершенные по незнанию или
забытые. Как велико Причащение и перед смертью, об этом говорить святитель Илия Минятий
(преставился в 1714 году) в своей проповеди «Величие таинства Святого Причащения»;
«Не сияет так звезда на небе, как сияет душа христианина от света благодати Божией в тот
час, когда он причащается. И это потому, что когда мы причащаемся, тогда соделываемся
членами Тела Христова, соединяемся со Христом. И если бы душа наша в сей час
разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и
преподобными… Боже мой! Избавитель мой! Пусть я умру, если будет на то воля Твоя святая, в лесу ли глухом, или в ином каком пустынном месте: это для меня все равно, лишь
бы прежде смерти сподобиться мне причащения пречистого Тела и Крови Твоей! Ведь если
в тот час Ты будешь при мне, то я не боюсь погибели: с таким напутствием, как и Тело, и
Кровь Твоя, я крепко надеюсь достигнуть Твоего Небесного Царствия».
Если мы тяжело заболеем, то попросим родных пригласить священника на дом. Будем ожидать
кончины своей без ропота, без возмущения, без зависти к тем, кто остается жить. В этом проявится и
наше мужество, и наше достоинство, и упование (вера) наше на Господа, и предание себя всецело на
волю Божию. Дадим детям и внукам своим последнее наставление, как жить, как молиться за нас
после нашей смерти, как нас похоронить, во что облачить нас после смерти, что читать при самой
кончине нашей. Разделим между родственниками свое имущество, чтобы не было между ними
потом обид. Часть своего состояния передадим (или оставим) на пожертвование Церкви или
монастырю, на милостыню во имя свое. Но это уже не самый конец. А пока мы еще живы, сильны,
здоровы, не будем забывать о смерти: «Память смертная порождает молитву, слезы, раскаяние
перед Богом», — так поучают нас святые отцы.
росительная ектения. Во время богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений,
произносимых протяжно, медленно, возглашаемых дьяконом или священником от лица всех
молящихся. После каждого прошения хор поет. «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так
называемые ектении (с греч. — «прилежное прошение»). Просительная ектения начинается
словами:
«Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте (утреннюю или вечернюю)
молитву нашу Господеви» (Господу).
После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет: «Подай, Господи!»
Когда в церкви дьякон провозглашает:
«Прочее время живота нашего в мире и покоянии скончати у Господа просим» (Испросим у
Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной
совести),
— тогда от всего сердца, искренне вместе с певчими будем просить: «Подай, Господи!». Когда будет
также провозглашено:
«Христианские кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго
ответа на Страшном Судище Христове просим» (Испросим у Господа, чтобы кончина наша
была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной,
непостыдной и мирной, то есть, чтобы мы перед кончиной помирились со своими
близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде)
— тогда и мы будем просить у Бога такой смерти. И колена свои преклоним перед Богом, умоляя Его в
тайнике сердца своего, чтобы Он даровал нам последнюю в этой (и в той, будущей!) жизни велию
(великую) милость. «ПОДАЙ, ГОСПОДИ!»
Глава 7. МОЛИТВЫ ЗА УСОПШИХ
Родителей за детей
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих!
С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во царствии
Твоем усопшаго раба Твоего (рабу Твою), чадо мое, имя, и сотвори ему (ей) вечную память. Ты,
Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и
отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, бесконечно
любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и
невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша
родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред
Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо
наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче слово твое и заповеди Твоя, аще
предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение,
пост и молитву забвению предавше, — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся
таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты
воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея, Ты исцелил еси дщерь жены — хананеянки
по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде
моем. Прости, Господи, прости, вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя
и всели е со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль,
ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един
кроме греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой:
приидите, благословении Отца Моего» и наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.
Яко ты еси Отец милостей и щедрот, Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу воссылаем со
Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Детей за родителей
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих
утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не
отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый
Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим (ей) и воспитавшим (ей) мя, материю моею
(отцем моим), имя, душу же его (ея), яко отшедшею (ия) к Тебе с истинною верою в Тя и твердою
надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в царство Твое небесное. Преклоняюсь пред
Твоею святою волею, еюже отъят (а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея) милости
и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечистия отцев наказуеши в
детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и
добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый
Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (ую) незабвеннаго (ую) для мене раба (у) твоего (ю),
родителя моего (матерь мою), имя, но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная,
словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по
милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй
его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея,
до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (матери моея)
в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте
прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и
воздыхание. Милостиве Господи! приими днесь о рабе Твоем (Твоей), имя, теплую молитву мою
сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и
христианском благочестии, яко научившему (ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в
благовении молитися Тебе, на Тебе единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди
Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне
моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею ми-
лостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей
и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу воссылаем со
Отцем и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Лишившегося супруги
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе:
упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея, и м я, в небесном царствии Твоем. Владыко
Вседержителю! Ты благоволил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти
человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго
союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене
сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощнику и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред
сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей, имя, и
прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное
возлюби паче небзснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении
одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще
поропта в сердцем своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся
сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не
вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но
пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни
жизни моея не преставати молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего
просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на
главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в
небесном царствии Твоем, со всеми Святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает
всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Вдовицы за супруга
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты
рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и
молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.
Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти
нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и
премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред
сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом
Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Якоже некогда
приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго
раба Твоего, имя, прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще
ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муки, но по
велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини
его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе
Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии все¬го мира, оставления всех согрешений его
и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не
отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже по последняго своего
издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив
будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и
исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу,
зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако,
умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе,
двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкве Твоея
внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и моё моление о рабе
Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и
Тебе славу воссылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Конец и Богу слава!